Иван Черенчиков: Последний из «могикан»
За одиннадцатилетнюю карьеру в «Амкаре» Иван Черенчиков не только снискал славу надежного игрока обороны. Благодаря его точному удару пермский клуб три года назад в первый раз одержал победу над «Анжи». Правда, сам Иван предпочитает об этом матче не вспоминать, ведь победный гол надолго вывел его из строя.
НАШЕ ДОСЬЕ. Иван Черенчиков. Защитник. Родился 25 августа 1984 года в Озерске Челябинской области. Воспитанник ФК «Динамовец» (Озерск). В «Амкаре» - с 2002 года. Провел за основной состав 197 матчей, забил 5 мячей. Сыграл 6 матчей за молодежную (С-21) сборную России.
- Я замыкал дальнюю штангу после розыгрыша углового, а когда опускался на землю, побоялся наступить на бросившегося под удар вратаря, - вспоминает события того матча Черенчиков. – В результате неудачно приземлился и разорвал связки голеностопа. Долго потом не мог вылететь на операцию в Германию – в Европе как раз взбунтовался вулкан, и все аэропорты были закрыты. А затем еще три месяца восстанавливался после травмы. Слава богу, немецкие медики сделали все возможное, чтобы я о ней больше никогда не вспоминал.
- Если бы не тот простой, сегодня бы вы уже перешагнули отметку в двести проведенных матчей за пермский клуб. Сегодня до этой цифры вам не хватает еще трех игр.
- Правда? Спасибо что подсказали. Лично для меня достижение такого рубежа будет довольно значимым событием. Я ведь в Перми с 2002-го года. Теперь уже, можно сказать, последний из могикан. Все, кто сейчас играет в «Амкаре», приходили в команду уже после меня.
- Вы в команде с 17-летнего возраста. Немудрено, что многие на полном серьезе считают вас воспитанником пермского футбола.
- Что ж, доля правды в этом действительно есть. Ведь как футболист я состоялся именно благодаря «Амкару». А вот начинал у себя дома в Озерске. В 15-16-летнем возрасте вовсю играл за местный «Динамовец», выступающий в первенстве КФК. За исключением трех-четырех «стариков», команда у нас сплошь была молодая. Из того состава заиграл еще Антон Дериш, ставший известным вратарем в мини-футболе, а еще ряд человек выступали в первом и втором дивизионах отечественного футбола.
- Озерск печально знаменит тем, что в 1957 году там произошла первая в нашей стране радиационная авария. Это обстоятельство как-то отразилось на вас и ваших близких?
- Слава Богу, нет, хотя деда, пережившего это событие, потом парализовало. Авария была строго засекречена, не случайно многие, в том числе и я, узнали о ней совсем недавно. Тем более в городе ничего не напоминало о той трагедии. Считалось, раз люди живут, значит, все в порядке. Да и от туристов нет отбоя. Места у нас очень уж чудные: Уральские горы, череда прозрачных озер, самое большое из которых – Иртяж – богато рыбой. В детстве с отцом мы часто ездили на рыбалку, а вот в Перми, сколько ни приглашали, с удочкой так ни разу и не посидел.
- Дома теперь часто бываете?
- Сейчас уже редко, поскольку много свободного времени занимает семья. Зато родные часто приезжают ко мне. Озерск, кстати, до сих пор закрытый город, границы которого охраняются военными и с воды, и на суше. Чтобы туда попасть, необходимо заранее заказывать специальный пропуск в паспортном столе.
- Переехав в Пермь, вы как-то быстро перешагнули через несколько ступеней футбольной лестницы, сразу из КФК заиграв в первом дивизионе, а позже и в Премьер-лиге…
- Мне доверяли, и я старался никого не подводить.
- Обычно у 17-летних людей, оказавшихся без родителей в другом городе, возникает немало посторонних соблазнов. Вас они не посещали?
- Нет, поскольку тогдашний главный тренер «Амкара» Сергей Оборин по-отечески держал меня в ежовых рукавицах. Постоянно интересовался, как у меня дела – в жизни, учебе. Да и родители, которые с трудом отпустили своего сына из Озерска, не давали расслабиться – звонили почти каждый день. К тому же более трех лет я жил на базе. Там делал уроки, готовился к экзаменам в школе, а затем ездил оттуда на учебу в педуниверситет, который, кстати, успешно закончил.
- Слышали, вы и с супругой своей тоже на стадионе познакомились?
- Да, Татьяна работала здесь же инструктором в фитнес-центре. Вскоре поженились, ребенку скоро исполнится пять лет. Друзья подарили Димке ворота, и сейчас мы с сыном дома играем в футбол. Для профессиональных занятий он еще маловат, поэтому по субботам водим его на шахматы. Пусть пока развивает память, логику и мышление.
- Вы ведь и сами долгое время были в команде самым молодым?
- Ну, в душе я им и остался (смеется). В «Амкаре» тогда шел период омоложения состава, но кто бы ни приходил, я все равно оказывался младшим по возрасту. Из «квадратов» на тренировках не вылазил лет пять.
- Зато о том, что вы когда-то играли в полузащите, помнят теперь только старожилы.
- Да, из «Динамовца» я приходил опорным хавбеком. Но однажды, когда мы были уже в Премьер-лиге, Оборин попробовал меня в роли защитника. Поскольку получилось неплохо, там я и остался. Играл, как того требовали обстоятельства – и в центре, и по краям.
- Не жалеете, что ваша игровая карьера сложилась именно так?
- Я не привык о чем-то жалеть. Хотя хотелось и в сборной выступать, и выиграть какой-нибудь трофей, который не стыдно потом демонстрировать детям и внукам. Жаль, не удалось пробиться в 2006 году с молодежной сборной на Чемпионат Европы. Я ведь в отборочном цикле все матчи сыграл. В стыках мы встречались с португальцами, но, победив дома 4:1, умудрились на выезде пропустить три безответных мяча.
- До нынешнего сезона вы считались «железным» игроком основного состава, в этом чемпионате выходили с начала матча лишь пару раз. Конкуренция не угнетает?
- Напротив, здоровая борьба за место в основном составе идет на пользу любому игроку. Нужно доказывать, что ты не хуже других, и тренер может в любой момент на тебя рассчитывать. Это нормальный рабочий момент, хотя, согласен, для меня и не совсем обычный.
- Миссия центрального защитника весьма ответственна. Больше него за свои ошибки, наверное, может корить себя только вратарь. Часто ли вспоминаете свои промахи или, напротив, стараетесь поскорее о них забыть?
- Конечно, переживаю. Бывают такие матчи, которые очень плохо стираются из памяти . Близкие, те сразу видят по моему настроению, как сыграл «Амкар». Если проиграли, стараются приободрить. Я и сам понимаю, что самая важная игра – это следующая. А прошедшая – уже история. Надо сделать правильные выводы и идти дальше.
- Чемпионат России перевалил за свой экватор. «Амкар» - в лидирующей группе. Ожидали перед сезоном такого развития событий?
- Уже на летних сборах стало ясно, что хуже, чем в прошлом сезоне, уже не будет. Станислав Черчесов здорово поставил команде игру, ко двору пришелся и каждый новичок. В общем, мы только усилились и теперь наша задача продемонстрировать в оставшихся матчах, что взлет «Амкара» не случаен.
Интервью с Иваном Черенчиковым было опубликовано в официальном клубном издании – программе матча «Амкар» - «Анжи».