Януш Гол: «На «Амкар» теперь настраиваются по-иному»
НАШЕ ДОСЬЕ. Януш Гол. Полузащитник. Родился 11 ноября 1985 года в Свиднице (Польша). Воспитанник ФК «Полония» (Свидница, Польша). Выступал в польских клубах: «Спарта» Свидница (2005-2006), «Полония» Свидница (2006-2008), ГКС Белхатув (2008-2011), «Легия» Варшава (2011-2013). Чемпион и трехкратный обладатель Кубка Польши. Провел 7 матчей за национальную сборную Польши. В «Амкаре» - с сезона-2013/14. Сыграл за основной состав команды 18 матчей.
Едва появившись в «Амкаре», Януш Гол с ходу стал незаменимым игроком основного состава, отыграв практически от звонка до звонка в восемнадцати матчах подряд. Но даже этот факт пока не позволяет польскому легионеру почивать на лаврах — оценивать свой дебют в России он намерен лишь по окончании сезона.
— Я приехал в «Амкар» в тот период, когда польские игроки только выходят из отпуска и начинают готовиться к сезону, — вспоминает о своем появлении в Перми Януш. — А в России к этому времени уже два месяца, как шел национальный чемпионат. Сначала было реально тяжело. Но, видя доверие тренера, старался вылезти вон из кожи, чтобы не подвести. Раз выдержал конкуренцию, значит все получилось. Впрочем, в облаках из-за этого не витаю. Впереди весенняя часть сезона, в которой нужно не только подтвердить свое игровое реноме, но и постараться выйти на более качественный уровень. Только в этом случае смогу сказать, что первый сезон в России не вышел у меня комом.
— В «Амкаре» вы уже больше полугода. Оправдывает ли ваши надежды российская Премьер-лига?
— Мне пока не с чем сравнивать: в других странах за пределами Польши я еще не играл. Но в любом случае пока всем доволен. Здесь высокие скорости, очень много физической борьбы. В клубах масса легионеров, которые делают российский футбол техничным и разноплановым. Покидая польский чемпионат, я, прежде всего, хотел подняться на более высокий уровень, и, похоже, пока двигаюсь в правильном направлении.
— Как вообще получилось, что после стольких лет, проведенных у себя на родине в Польше, вы вдруг оказались в Перми?
— Давно хотел попробовать свои силы в более высоком, нежели польская «Экстракласа», турнире. Были варианты продолжения карьеры в Германии, Турции. Из России мною интересовались сразу четыре команды, но проворнее всех сработал «Амкар», оперативно сделавший мне и «Легии» конкретное предложение.
— До приезда в Россию вы что-то слышали об «Амкаре»?
— Нет, впервые это название прозвучало для меня только из уст агента. Сразу спросил у него: «А где это?», и стал наводить справки про город, количество жителей. Пермь понравилась с первого взгляда. Ничего шокирующего для себя я здесь не увидел, хотя родственники и знакомые чуть ли на полном серьезе пугали меня ходящими по улицам медведями. Напротив, мне даже кажется, что люди и в Перми, и в России намного душевнее, чем у нас в Польше. Всегда интересуются, не нужно ли чем помочь, а уж если попросишь о чем-то — никогда не откажут.
— Вы с ними, кстати, на каком языке разговариваете? Летом, сразу после прихода в пермский клуб, вы признались, что главной проблемой в новой стране, похоже, будет языковая…
— Она никуда не делась, хотя я уже достаточно продвинулся в ее решении. А вот сперва было очень нелегко. Вызываю, к примеру, такси. Звонят, что машина подана. Выхожу, а ее нет. И лишь после длительного разговора с диспетчером догадываюсь, что она ждет меня с другой стороны дома. Причем понимаю по-русски я куда лучше, чем на нем говорю, и нередко попытки изъясниться вызывают у моих собеседников улыбку. Но затворническую жизнь из-за этого не веду. Наоборот, стараюсь как можно чаще оказываться в такой ситуации, когда на помощь «переводчиков» рассчитывать не приходится — скажем, на улице или в магазине. Только таким способом можно получить отличную языковую практику! Мне вообще очень нравится просто гулять по улицам и смотреть на обычных людей.
— С появлением в «Амкаре» еще двух поляков ваша тяга к лингвистике не ослабеет?
— Ребята в команде уже вовсю шутят по этому поводу. Мол, сейчас поляки будут общаться только друг с другом. На самом деле это не так. И мне, и им надо овладевать русским языком, поэтому обещаю: польской речи в «Амкаре» будет не больше, чем прежде.
— Минувшим летом вы стали первым игроком из Польши в истории пермского клуба. Наверное, ваша игра в какой-то степени стала причиной того, чтобы уже через полгода в «Амкаре» появились ваши соотечественники?
— Очень рад, если моя игра способствует появлению большего числа поляков — не только в «Амкаре», но и в других клубах российского чемпионата. Для них это очень хороший шанс заявить о себе на более высоком уровне и сделать шаг вперед в личной карьере. Хотя не считаю, что сыграл в переходе Збоженя и Вавржиняка в «Амкар» какую-то роль. Ра-
зумеется, главный тренер пригласил этих ребят не потому, что здесь играет Януш (смеется).
— Вы знали их раньше?
— Со Збоженем мы нередко играли друг против друга в польском чемпионате. Когда переходил из ГКС в «Легию», я передал Дамиану ключи от своей съемной квартиры в Белхатуве. А с Якубом мы провели два отличных сезона в «Легии».
— Футболисты, играющие на позиции опорного полузащитника, редко обходятся без желтых карточек. У вас же пока всего три предупреждения в семнадцати матчах. Как удается справляться со своими обязанностями без гнева арбитров?
— Скорее всего, дело в том, что начинал я в атаке. Потом детские тренеры пробовали меня на обоих флангах полузащиты, а «опорником» я стал уже в 19 лет, после сложного перелома, из-за которого мой дебют на высшем профессиональном уровне состоялся только в 23 года. С тех пор с пониманием отношусь к работе нападающих и стараюсь играть против них как можно чище. Мяч ведь можно отобрать и без лишней грубости.
— Как вообще получилось, что вы стали футболистом?
— Можно сказать, случайно. Ведь мать и отец занимались волейболом и, конечно, хотели, чтобы этим видом спорта увлекался и их сын. Но однажды в моей родной Свиднице проводился детский футбольный турнир, в котором я решил принять участие вместе с друзьями. После игр один из тренеров местной «Полонии» сказал, что ему понравилась моя игра, и предложил прийти на тренировку. С этим клубом впоследствии я и прошел все стадии юношеского и молодежного футбола.
— Выходит, правильно поступили? С такой-то фамилией, да не в футболе!
— Честно говоря, я тогда не задумывался, да и сейчас не придаю этому факту особого значения. В Свиднице никого с фамилией Гол больше нет, а корни ее происхождения неизвестны даже отцу.
— А вот в России о ее существованию узнали, прежде всего, по вашему голу «Спартаку», который выбил москвичей из Лиги Европы. Помните тот момент?
— Конечно, тот мяч и сейчас частенько возникает перед моими глазами. Это вообще был мой первый гол за «Легию», и сразу такой важный! Все уже ждали дополнительного времени, но еще в добавленное я удачно вышел на верховую подачу и головой переправил мяч в дальний угол, введя соперника и всех его болельщиков в настоящий ступор. Удачно мы выступили и в групповом турнире, а в плей-офф уступили с разницей в один мяч португальскому «Спортингу».
— У вас есть в этом году прекрасный шанс вновь напомнить о себе в Европе…
— Мы и сами в команде понимаем, что сегодняшняя позиция «Амкара» в чемпионате — далеко не предел. Пока существует хороший шанс ее улучшить, почему бы им не воспользоваться? Тем более что наш главный тренер по натуре максималист, настраивающий команду на победу в каждом матче. Если бы нам предлагали по ходу сезона делать паузы, чтобы перераспределить свои силы, ни о каком седьмом месте сегодня не пришлось бы и мечтать.
— Вы ведь впервые проходили подготовительные сборы под руководством Станислава Черчесова. Почувствовали разницу?
— О да! В этот раз мне пришлось куда тяжелее, чем было в Польше. Поначалу с трудом выдерживал физические нагрузки, но затем привык и втянулся.
— Перед этим, наверное, набрались сил и хорошо отдохнули?
— Как раз нет. Едва приехал в Польшу, как заболел — воспалились миндалины. Пришлось их удалять. Так что весь отпуск пролечился. Но хоть родители были довольны, что сын был рядом целый месяц. В сезоне ведь домой даже на выходные не выберешься.
— Играй вы в сборной, приезжали бы домой чаще. Но в вашем послужном списке пока только те самые семь товарищеских матчей…
— Я думаю, что переезд в Россию должен повысить мои шансы на попадание в национальную сборную. Сейчас у нашей команды новый наставник — поляк Адам Навалка. Постараюсь играть за «Амкар» так, чтобы ему понравиться.
— Сыграть за сборную Польши в официальном матче — одно из ваших сокровенных желаний?
— Одно, но не самое главное. Я мечтаю построить настоящую семью, иметь детей. Уже в июне делаю для этого решающий шаг — женюсь.
— В России существует поверье, что в первые месяцы после таких событий хорошей игры от футболиста ждать не приходится.
— По-моему, все это ерунда. Тем более с Доротой мы вместе уже восемь лет, и я рад, что в семейном вопросе наконец-то наступит стабильность.
— Ваш последующий карьерный путь пойдет по «амкаровским» рельсам?
— Мой контракт с пермским клубом будет действовать еще полтора года, и сегодня я не думаю ни о чем другом, кроме интересов своей нынешней команды. Ну а когда придет время задуматься о будущем, начну, как и любой профессиональный футболист, рассматривать все варианты.
— В прошлом году «Амкар» быстро приучил своих поклонников к победам. Продолжит ли он радовать их и нынешней весной?
— Мы уже забыли о том, что происходило в прошлом году, потому как весенняя часть чемпионата будет для «Амкара» более трудной. Сезон выходит на финишную прямую, и каждое очко становится на вес золота. К тому же на нас будут уже как следует настраиваться. Высоко взлетев, «Амкар» стал хорошим раздражителем для многих команд, которые непременно захотят опустить нас на грешную землю.
Интервью было опубликовано в официальной программе матча «Амкар» - «Волга».
Пресс-служба ФК «Амкар»